Показать полную версию страницы
Все материалы

Мама, купи «айфон»

Современные родители разучились отказывать детям, они балуют их ненужными гаджетами и дорогими игрушками — психологи предрекают баловням тяжелое будущее

Сегодня родители балуют детей гораздо чаще, чем когда-либо раньше, утверждают зарубежные исследования. Пока блогеры подсчитывают, сколько стоит пальто малышки Тома Круза, и обсуждают, как «гнилой Запад» развращает невинные умы, сибирские родители спешат порадовать свое потомство маленькими джипами по цене средней зарплаты и планшетами «для хорошей учебы». Бабушки старой закалки уверены, что добром новая мода не кончится, а психологи опасаются, что дети XXI века не смогут построить в будущем близкие отношения.

Современных детей называют «тефлоновым поколением»: старые методы воспитания к ним «не липнут», а новые еще не успели сформироваться — слишком быстро шагают они по ступеням развития. Родителям приходится балансировать между хорошо знакомым старым и непознанным новым, но обращение к своему детскому опыту уже малоэффективно. «Мне кажется, современные дети разнообразнее, чем их родители, — считает семейный психолог клиники «Инсайт» Анна Бердникова. — Спектр проявлений сейчас гораздо шире. 20–30 лет назад дети были единообразнее. Было больше общих правил, стремления были схожими. А сейчас все возможности открыты!».

Игры разума

Шестилетний Миша привычно сворачивает в отдел LEGO и тянет за собой бабушку. «Пожарное депо», подаренное на день рождения, уже отстроено, и Миша присматривает «Аэропорт». «Это очень дорогая игрушка! — одергивает внука бабушка. — Ты скоро на шею родителям сядешь! Идем домой». — «Я папе скажу, он купит!» — бурчит Миша, уходя из отдела и не отрывая взгляда от вожделенного набора. Представители старшего поколения еще держат оборону, а молодых родителей ученые называют «поколением сдавшихся» — они частенько дают слабину и будто бы разучились отказывать детям. Связано это с целым рядом факторов.

По мнению психолога, директора центра семейной психологии Татьяны Скрицкой, так нам аукается социальный кризис в связи с развалом СССР: мамы и папы нынешних родителей пережили психологические потрясения и серьезно пострадали в материальном плане — приходилось много работать, и времени на детей не хватало. В итоге многим современным родителям непонятно, как заботиться о ребенке в эмоциональном плане, но они могут подменить это материальными вещами, создавая комфортную среду. Однако, спешно забрасывая в ребенка мелкие дозы концентрированного внимания, будто бульонные кубики в суп, стоит помнить — синтетический привкус чувствует любой малыш.

«Зачастую родители покупают детям то, во что хотели бы играть сами, — рассуждает Анна Бердникова. — Особенно это бывает показательно, когда папа покупает годовалому ребенку машинку с радиоуправлением и потом сам пару недель с энтузиазмом в нее играет. Кроме того, темп жизни сейчас изрядно возрос.

И родители, чтобы поддерживать определенный уровень жизни, вынуждены проводить на работе гораздо больше времени. Для того чтоб как-то компенсировать ребенку свое отсутствие, они используют материальные объекты».

Еще одна значимая причина, по которой родители наряжают и снаряжают детей модными новинками, — страх, что ребенок будет выделяться на общем фоне. «Сейчас есть такая тенденция, когда родители делают что-то для своих детей, аргументируя тем, что у всех это есть, — объясняет психолог Татьяна Скрицкая. — Они не хотят, чтоб ребенок считал, что его родители не могут себе это материально позволить». Излишне дорогие или не по возрасту статусные вещи могут быть продиктованы исключительно желанием подчеркнуть свой социальный статус.

Смартфон и лошадь

О социальном статусе родители школьников активно стали задумываться еще в августе. Именно на этот месяц, по словам сотрудников салона МТС, пришелся максимальный всплеск спроса на смартфоны и планшеты для детей. Младшим школьникам в основном выбирают планшеты до 10 тыс. руб. и смартфоны до 5 тыс. руб. — это либо МТС 970, либо линейка Nokia Asha. Детям постарше (12–13 лет) и гаджеты посерьезнее — из смартфонов подростки предпочитают модели линейки Samsung Galaxy и Nokia Lumia.

Приобретению игрушек сезонность не свойственна. Побить популярность конструкторов LEGO не удается даже интерактивным лошадкам. «Самые популярные игрушки у нас — конструкторы LEGO, — рассказывает Ирина Гужина, менеджер отдела игрушек сети «Детский мир» (ТРЦ «Аура»). — Цена — от 500 до 10 тыс. руб., хотя были и интерактивные роботы около 16 тыс. руб. Эти игрушки очень часто берут». Пока позволяет погода, малыши передвигаются на собственных транспортных средствах — по словам менеджера, чаще всего их приобретают папы. В ассортименте магазина бывают автомобили до 24 тыс. руб., рассчитаны они на детей 5 лет.

Высоким спросом пользуются интерактивные игрушки — к примеру, малыша пони за 7999 руб. можно расчесывать и кормить морковкой: он моргает глазками и весьма правдоподобно хрустит. «По моим наблюдениям, популярностью пользуются игрушки из рекламы, — признается Ирина, — а рекламируют достаточно дорогие игрушки. К примеру, куклы Monster High рекламируют, и девочки приходят именно за ними, а стоит такая кукла около 2 тыс. руб.».

Успешный и несчастливый

По мнению психологов, из избалованных детей могут вырасти вполне успешные на работе, но не очень счастливые в личной жизни люди. «Такие дети хорошо разбираются в гаджетах, часто бывают нежадными, — делится наблюдениями Анна Бердникова. — Но отношения и чувства могут измеряться стоимостью вещей: папа за две недели не смог выбраться на роликах покататься — подарил плеер, а если месяц не сможет, то это уже тянет на планшет».

Когда дети родителями балýются, но при этом хорошо адаптированы в школе, то они хорошо развиваются и вырастают достаточно умными, уверена Татьяна Скрицкая. В плане интеллекта и социальных достижений такие дети бывают весьма успешными. Социуму по большому счету без разницы — он получит хорошего работника. Но насколько такой человек будет счастлив?

Если же с детства место дружеского общения займут гаджеты или дорогая одежда, во взрослой жизни таким людям будет сложно вступать в близкие, доверительные отношения, договариваться и решать конфликты — таких потребностей и навыков просто не сформируется.

«Здесь все зависит от ума родителей и от того, что они хотят видеть в своем ребенке, — считает Анна Терешкова, мать пятерых детей, директор Новосибирского центра современного искусства. — Если они растят девочку для того, чтоб ее удачно выдать замуж, и на этом ограничиваются, то она изначально знает, что ей будет обеспечена жизнь, можно даже не работать — чуть-чуть учиться для галочки. Другое дело, если родители внушают ребенку с детства, что мы тебя растим, даем высшее образование, но дальше жизнь твоя, на что ты способен — так и будешь жить, вне зависимости от того, какой материальный достаток у родителей. Это два разных направления, здесь родители сами выбирают: или тащить на себе всю жизнь избалованного ребенка, или видеть рядом с собой личность, которая будет идти своим путем».


Валерия Беленькая
Фото thinkstockphotos.com
20737
Вход в почту
Выбор города