Показать полную версию страницы
Все материалы

Война Севера и Юга

Четыре типа офисных сотрудников, которые мешают вам работать

Каждый трудовой коллектив — это государство в миниатюре. Со своей иерархией, атмосферой и социальной политикой. Особенно если этот коллектив большой и смешанный — с мальчиками и девочками различных возрастов и мировоззрений. Со всеми ними нужно если не дружить, то хотя бы иметь ровные отношения. Для того чтобы приятно было не только уходить с работы, но и возвращаться на нее по утрам. О том, какие коллеги могут вас окружать и как их понимать, узнала корреспондент SHE.

Моя семья
Прежде чем попасть в коллектив, каждый из нас проходил собеседование. Проверялся на соответствие корпоративной культуре и критериям. И уж если успешно прошел все этапы отбора, то, значит, нечто общее с другими членами команды было обнаружено. Тем не менее все люди разные. Рано или поздно они начинают доставать из глубин своей многогранной личности черты и повадки, от которых окружающие бывают не в восторге.

«Все хотят работать с хорошими людьми, — комментирует Елена Бевзова, бизнес-тренер по эффективной профессиональной коммуникации Центра бизнеса и менеджмента. — Совершенно не понимая того, что, если коллектив будет состоять из одних любвеобильных «заек», работа в нем встанет.

И получится атмосфера душевная, но неэффективная». Для полноценного процесса обязательно должен быть целый набор психотипов, в том числе и отрицательных. Они нужны как «право» и «лево», чтобы двигаться вперед. Другое дело, что людям необходимо уметь общаться.

Садитесь, четыре!
Понятий «положительный» или «отрицательный человек» не существует, не устают повторять психологи. В каждом из нас могут уживаться разные черты и роли. Иногда очень полезно рассмотреть все офисное человечество как представителей четырех сторон света — советует Елена Бевзова.

Человек-юг. Этот теплый товарищ более других приспособлен к работе в коммуникациях. В своем стиле общения он прежде всего делает ставку на позитивные эмоции. Такой персонаж необходим в любом коллективе, чтобы создавать атмосферу. Он способен круглосуточно подбадривать и словоблудить. Однако, при всей своей южной прелести, он может и навредить.

Например, в то время как все настроены на максимально интенсивную работу, южанин беззаботно бегает вокруг, сыплет посторонними предложениями и сомнительными агитациями.

Порой он воспринимается обществом не только как солнце, но и как шут. А еще человек юга хронофаг — при этом тот, у кого он пожирает время, получает удовольствие.

Человек-запад. Это герой логики, анализа и рационального подхода. Он везде ищет экономическую выгоду, здравый смысл, соответствие цели. Все, что не отвечает целям и задачам общего дела, отметает как ненужное. Он может совершенно не понимать и даже полностью отрицать коллег, которые приходят на работу общаться. Для него важен результат, а не чувства. Такого человека легко возненавидеть. Он вечно стоит у всех над душой, призывая к четкому выполнению инструкций. А людям, как известно, нужны еще и эмоции. В том числе и на работе.

Человек-север. Руководитель по натуре, даже если по должности таковым и не является. В спорных вопросах он предпочитает лидировать и тащить одеяло на себя. Плюс: любит брать на себя ответственность.

И если он понимает, что для достижения цели нужно идти, не останавливаясь несколько дней, в гору — он пойдет, невзирая на усталость. А потом отправится к начальству и пробьет премию всем участникам похода.

Минус: требует беспрекословного подчинения. Благодаря этому своему качеству он, как правило, первый кандидат на звание врага офисного народа, особенно если официальным лидером ему быть не суждено. Север — это человек-заноза, способный создавать мощные конфликты в коллективе.

Человек-восток. Этот персонаж проявляет себя как истинный дипломат: в нужное время и в нужном месте он проявляет гибкость и дальновидность. Он гений подтекста, намека и завуалированного шантажа — предпочитает ничего не говорить прямо. И именно благодаря этому он часто попадает в категории «лицемер» и «подхалим». В конце концов он начинает вызывать недоверие у окружающих. Товарищи по офису периодически пытаются подозревать его и выводить на чистую воду.

«Люди склонны видеть в каждом типе в первую очередь отрицательные стороны, — комментирует Елена Бевзова.

— Положительное поведение и работоспособность воспринимаются сослуживцами как воздух. И не замечаются. А вот отрицательные проявления всегда режут глаз и нервы». Каждый из нас рискует в один прекрасный день стать тем, от кого хочется бежать.

Сослали в бухгалтерию
Однако существуют люди, которые целенаправленно нарушают общепринятые нормы. В любом коллективе может завестись человек-тролль — интриган и провокатор. Ему доставляет удовольствие наводить смуту и наблюдать за ее развитием. Если поведение тролля противоречит кодексу коллектива, его следует нейтрализовать: периодически ссылать в командировки, отправлять работать в домашнем офисе, давать ему такие всеобъемлющие задания, чтобы он погружался в них всей душой. Кроме того, такому типу показаны регулярные встречи с руководителем для перевоспитания.

Хотя иногда стоит выпустить его на свободу. «Бывает, что, приходя в один коллектив, человек чувствует себя в нем настолько некомфортно, что начинает нервничать на пустом месте, противопоставляется всей команде и даже болеет. У него просто не складывается общение: ему кажется, что все словно бы говорят на другом языке, — поясняет психолог Валерий Новиков. — А потом он меняет работу, и становится прекрасно. Он находит свою стаю».

Бизнес-тренер Ирина Пискарева предлагает определенные стратегии поведения с «некомфортными» людьми:
1. Игнорирование. Плюс этой стратегии: экономия собственного времени и сил. Не нравится вам, как человек-юг в сотый раз вещает про свои заслуги, — отключитесь. Дешево и сердито.
2. Конфликт. Уж если кто-то действительно довел вас до белого каления, можно, наконец, вызвать огонь на себя. Скорей всего, потеряете на какое-то время авторитет, зато выплесните энергию.
3. Стратегия «хитрый ответ». Помогает общаться с манипуляторами. Можно сделать вид, что вы «поддаетесь» на провокацию и принимаете чьи-либо правила игры, но при этом в ответ выставляете свои условия — более провокационные. На манипуляции полезно отвечать манипуляциями.
4. Открытый и честный разговор с человеком: прояснение отношений и выявление истинных мотивов.
Иногда наладить отношения в коллективе можно посредством командных тренингов, в которых сотрудники заново знакомятся друг с другом. Когда люди понимают, что у них, помимо разного пола и возраста, существуют различные картины мира, они начинают относиться друг к другу более лояльно.

«Работа дает человеку не только занятость и зарплату, — считает Ирина Пискарева. — Работа — это непрерывный тренинг личностного роста. Плюсы разных типов личностей в том, что общение с ними раскрашивает наши серые офисные будни. А если кто-то вас раздражает, стоит заглянуть в себя: нет ли и у вас каких-нибудь черт, которые другим не нравятся».


Галина Ахметова
Фото thinkstockphotos.com
24069
Вход в почту
Выбор города