Показать полную версию страницы
Все материалы

Где мои деньги, босс?

Как начать, провести и закончить разговор с начальником о повышении зарплаты

Людей, довольных своей зарплатой, почти нет. Большинство считают себя недооцененными — в прямом смысле слова. И вечно жалуются друзьям и домашним: как много сил отдано компании, как мало денег получено взамен. Но и уходить не хочется. Во-первых, жалко отданных сил, во-вторых, руководство вроде бы ценит. По крайней мере — на словах. И первые пару лет похвалы и восхищенные отзывы начальника действительно вдохновляли на подвиги. Однако бывает, что накопившиеся устные и письменные благодарности уже некуда складывать, а должность и ежемесячная зарплата остаются прежними. Стоит ли проявить инициативу, заявив о желаемом повышении, и как правильно подойти к этому непростому разговору с руководством, выясняла корреспондент SHE.

Не верь, не бойся, попроси

«Почему бы тебе просто не попросить прибавки?» — зевает подруга в ответ на очередную тираду о полной неадекватности зарплаты нашей гениальности и работоспособности. И тут мы сразу теряем пыл: «Ой, как-то неудобно». Действительно, работодатели не любят, когда просят добавки, — но иногда нам приходится их огорчать. «Это затраты, которые снижают рентабельность, и сотрудники, понимая это, стесняются ставить такие вопросы. Но это — ваше законное право, — подбадривает тренер бизнес-центра «Харизма» Нелли Власова.

— Тот, кто просит, может получить или не получить. А тот, кто не просит, не получит однозначно».

Впрочем, в некоторых компаниях вообще не принято проявлять инициативу в вопросе зарплаты. Это свойственно, например, крупным работодателям федерального уровня. «У нас существует четкая и стандартизированная система пересмотра заработной платы, — рассказывает директор по управлению персоналом сибирского филиала ОАО «МегаФон» Юлия Симоненко. — Поэтому индивидуальные случаи увеличения нами не применяются, такой подход — удел небольших организаций с менее формализованными процессами». Ирада Емельянова, руководитель кадрового холдинга АНКОР в Новосибирске, советует учитывать традиции компании и стиль управления (авторитарный или демократичный), но уточняет: «В любом случае, инициатива сотрудника по пересмотру заработной платы — не моветон».

Взрослый разговор

Разговор о повышении, как показывает практика, можно начать по-разному: от прозрачного намека на заманчивые предложения от конкурентов до ультиматума «иначе я ухожу». Шантаж, по мнению Ирады Емельяновой, — худший вариант. Лучший же вариант — вести себя по-деловому. То есть напрямую попросить о повышении и привести аргументы: исполнение дополнительных обязанностей, достижения в работе. Юлия Симоненко советует подготовиться к разговору еще более основательно: «Предоставьте работодателю информацию о средней зарплате по городу по вашей специальности. Укажите ваш стаж и то, какова степень ответственности в вашей работе: чего может стоить организации ошибка, если сотрудник будет недостаточно мотивирован». Не стоит вести переговоры через третьих лиц: руководство может счесть такой подход детским, а ваши притязания — несерьезными.

«Что касается намека о более выгодном предложении, то если оно действительно есть, вы вправе сказать об этом, — рассуждает Нелли Власова. — Если такого предложения нет, обман может выйти боком — что вы будете делать, если работодатель не пойдет на ваши условия?».

Аналогично, с позиций взрослого человека, а не просящего карманных денег ребенка, нужно строить и сам разговор с начальником. Нелли Власова напоминает, что успех зависит от вашей способности понять нужды другого человека и не путать их со своими: «Подумайте о желаниях вашего начальника, о его проблемах, слабостях, и придумайте, как представить вашу просьбу о повышении зарплаты так, чтобы вы не выглядели попрошайкой».

Не давите на жалость: 9 начальников из 10 при виде страдальческого лица подчиненного испытывают раздражение. Агрессия же заставит босса защищаться — а лучшая защита, как известно, нападение. «На лице должна быть ясная солнечная погода, уверьте саму себя, что достойны прибавки к зарплате, — говорит Нелли Власова. — Подберите аргументы и доводы, говорите смело, весело и доброжелательно. Тогда вероятность успеха очень высока».

Стратегическое отступление

В случае отказа Нелли Власова советует не показывать свою обиду, чтобы не упасть в глазах руководства. Люди ценят тех, кто стоек в несчастье и скромен в величии, — и руководитель не является исключением. «Воспринимайте отказ достойно и мужественно, не хлопайте дверью, поблагодарите за отведенное вам время, — поясняет бизнес-тренер. — Обязательное условие: заканчивать встречу, как бы она не закончилась, без отрицательных эмоций. Обиде, злости, раздражению тут не место, это недостойно взрослого человека». Ирада Емельянова советует еще и обязательно узнать причины отказа и возможности развития в перспективе. «Важно правильно понимать ситуацию в компании в целом и ее положение на рынке. Небольшие частные компании не могут позволить себе высокие зарплаты даже для суперэффективного сотрудника. Если вы понимаете, что объективно заслуживаете более высокую зарплату, но компания не может ее дать, имеет смысл поискать другую работу».

По мнению Нелли Власовой, стоит попросить обосновать отказ, но при критических замечаниях следовать правилу «трех НЕ»: не отрицать, не оправдываться и не нападать ответно.

«Делая выводы, отвечайте на вопрос: почему меня не воспринимают как ценного работника? Поверьте, за это на 100 % отвечаете только вы, — поясняет госпожа Власова. — И нет ничего полезнее, чем дать самому себе честный ответ на этот вопрос. Тогда у вас будет большой шанс получать достойную оплату в будущем».


Лидия Ратникова
Фото gettyimages.com

16476
Вход в почту
Выбор города